В России ежегодно после инсультов появляется 10 тысяч новых инвалидов и вопреки заблуждению помочь можно каждому из них, - отметил в ходе лекции в Республиканской клинической больнице Директор Клинического института мозга, доктор медицинских наук, профессор кафедр нервных болезней и анестезиологии-реаниматологии Уральской государственной медицинской Академии Андрей Белкин (Свердловская область). Реабилитация, отметил он в ходе беседы с медиками Бурятии, становится топовой проблемой в развитии здравоохранения: оказать качественную медицинскую помощь, не завершив ее медицинской реабилитацией, невозможно.
- Медицинская реабилитация – это восстановление возможностей двигаться, говорить, работать, обслуживать себя. Её цель – максимально социализировать пациента. В нашей стране вообще всегда было особое отношение к людям с ограниченными возможностями. Наше общество до сих пор не готово принять их и не готово обеспечить им нормальные условия существования. Хотя инвалидов с каждым годом становится всё больше, и это прямое следствие прогресса медицинской науки. Потому что сейчас люди выживают, а раньше умирали сразу или через несколько недель после того же инсульта. Теперь у нас во всех крупных городах, включая Екатеринбург и города Свердловской области, работает целая сеть первичных сосудистых отделений. В результате после начала работы сосудистой программы люди после инсультов стали меньше умирать, ну а инвалидов стало больше – каждый год у нас в области после черепно-мозговых травм и инсультов появляется примерно 10 тысяч новых инвалидов, - рассказал Белкин.
Недостаточно, говорит медик, остаться в живых после тяжёлой болезни, надо стать полноценным членом общества. И это особенно сложно для людей, оказавшихся прикованными к постели.
- Задача нашего центра - взять на себя хлопоты о пациентах, насколько это возможно в рамках госгарантий. У нас есть отдельный заказ для тяжелых пациентов, госпитализируемых в клинику, даны десять дней для того, чтобы заниматься ими в интенсивном режиме очень большой командой: на 40 коек отделения работает почти 200 сотрудников. Это дорого, но только в таком варианте это может быть эффективно.
До 2013 года в России не было системной реабилитации пациентов, перенесших инсульты и черепно-мозговые травмы. В то время пациента, перенесшего инсульт, после выписки из стационара передавали на попечение родственников независимо от того, удалось ли ему восстановить речь и двигательные функции. Критериев – чем должна заканчиваться реабилитация – не было, как не было и ответа на вопрос, сколько часов в день нужно заниматься с пациентом, чтобы вернуть ему утраченные навыки.
Реабилитационную службу сделали трехступенчатой, на сегодня неотложную помощь больным оказывают 17 первичных сосудистых отделений в областных больницах (I этап), реабилитационную помощь – шесть специализированных клиник – государственных и частных (II этап) и три загородных санатория (III этап). При положительной динамике пациенты с инсультами попадают из неврологических и нейрохирургических отделений в отделения реабилитации, где их продолжают лечить. Если больные идут на поправку – начинают двигаться, ходить и обслуживать себя, их направляют в загородный санаторий. В итоге пациент может рассчитывать на 42 дня реабилитации — три срока по две недели. Те, у кого нет улучшений, проходят четвертый этап в КИМ, получившем статус областного специализированного центра нейрореабилитации тяжелых пациентов. Если усилия оказываются тщетными, больных направляют в отделение паллиативной помощи.
Андрей Августович немного рассказал о базовых моментах в реабилитации.
– Медицинская реабилитация после острых нарушений мозгового кровообращения и тяжёлых черепно-мозговых травм как самостоятельное направление в медицине действительно начала развиваться только в последние 10–20 лет, - отметил он. - И я вам больше скажу: большинство людей до сих пор не понимает, что это такое. Многие считают, что реабилитация – это некий аналог санатория, куда можно прийти, «прокапаться», сделать массаж, пройти физиотерапевтические процедуры. Сюда же люди относят «травников», «китайцев» с «иголочками» и прочими методами. На самом же деле реабилитация – это восстановление возможностей, которые у человека были, но теперь потеряны. Это не пассивный отдых в санатории или в стационаре, а труд. В первую очередь – труд самого пациента, а мы ему в этом труде только помогаем.