Ответственный исполнитель пресс-службы Управления Росгвардии по Бурятии старший сержант Юлия Митахинова заняла третье место в номинации «Продолжатели традиции братьев Котельниковых в моей семье» в международном конкурсе архивных, поисково-исследовательских и творческих работ «Брат на смену брату: традиция продолжается!». Всего на конкурс поступило 182 заявки из 8 федеральных округов России, а также из Республики Беларусь, сообщает Росгвардия по республике.
Конкурс был организован в рамках Года Защитника Отечества и 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, в целях сохранения исторической памяти, популяризации краеведения и поисково-исследовательской деятельности. Награждение победителей и призеров проходило в г. Владивосток.
Военнослужащая Росгвардии отправила на конкурс эссе и видеоролик про поездку на братскую могилу к своему дедушке – рядовому Гаськову Константину Лукичу, который погиб в 1942 году в Сталинградской битве в составе 321-й Сибирской стрелковой дивизии. Юлия Митахинова провела большую работу по поиску места захоронения и в 2021 году привезла горсть родной земли и цветы на могилу деда.
Память, высеченная на камне
"Я стою перед братской могилой. Теплый ветер шевелит листву деревьев, а солнце, пробиваясь сквозь облака, золотит гранитные плиты с высеченными именами. Среди них - имя моего дедушки. Человека, которого я никогда не знала, но чья кровь течет во мне.
Мой дедушка рядовой Гаськов Константин Лукич погиб совсем молодым. Он не дожил и до 20 лет, не успел завести семью, родить детей. Он ушел на фронт, когда в его доме еще пахло хлебом, а по дому бегали его младшие сестры и братья, один из них мой родной дедушка Иннокентий. Война не спрашивала, хочет ли он умирать. Она просто забрала его, как и миллионы других, таких же юных и красивых, тех, у кого вся жизнь была впереди. К сожалению, в семье не было его фотографии, лишь хранилась похоронка, которую вручили родителям в 1942 году, и воспоминания о юном сыне, брате, которым все так гордятся до сих пор.
Его тело так и не нашли. Он остался там, на поле боя, среди таких же, как он – молодых, со страхом в глазах, жаждой жизни и стойких солдат. Потом их кости собрали в братские могилы, а имена выгравировали на памятниках. Безликая статистика стала чьими-то отцами, мужьями, дедами.
Сумрак рассвета застал меня на трапе в аэропорту. В сумке горсть земли, которая помнит его шаги. Земля родной Баргузинской долины, из далекого бурятского села Душелан. Там, где он бегал босиком мальчишкой, где впервые влюбился, откуда уходил на войну, обернувшись на пороге. Самолёт уносил меня за тысячи километров от дома – туда, где в безымянной балке под Волгоградом остался лежать мой дед. Я ехала туда, чтобы поклониться от всех родственников, от сестры и брата, которые живы, но не могут приехать из-за проблем со здоровьем.
Я ехала по Волгоградской земле, мимо места гибели деда и его сослуживцев из 321-ой Сибирской стрелковой дивизии. Сейчас здесь поле, усыпанное васильками, колосья пшеницы прорастают из земли, впитавшей кровь воинов. Здесь, под слоем времени, всё еще билось эхо разрывов, слышался лязг гусениц, хриплый крик «За Родину». И вот я стою там, куда мечтала попасть много лет, была проделана большая работа по поиску места точного захоронения, так как было перезахоронение. Я опустилась на колени, поклонилась, возложила цветы и, самое главное, рассыпала родную бурятскую землю у подножия плиты. Теперь эта земля легла на холодный гранит братской могилы, смешавшись с чужой почвой, которая стала его последним приютом. Слёзы капали на землю, смешиваясь с историей. «Дедушка, - прошептала я, - ты дома». Ко мне тут же пришло понимание: теперь здесь, в селе Перекопка, под чужим небом, есть островок его детства. Место, где сплелись корни его жизни и смерти.
Приехала я за 5 тысяч километров не только для него, но и самое главное для себя. Чтобы помнить, чтобы рассказать своим детям, чтобы поклониться и отдать дань памяти от всей нашей многочисленной семьи Гаськовых. Чтобы знать, что Герои – не только в книгах. Они здесь, под этой землёй. Без парадных речей, без наград – просто люди, которые сделали наше будущее.
И пока мы помним, они не совсем ушли. Мой дедушка, как и двое других прадедушек, с детства были для меня примером любви к Родине, настоящего патриотизма. Возможно, поэтому я связала свою жизнь с военной службой - служению Родине".
