В Бурятии вышел фильм «Бурятия. История мужества» (6+). Он посвящен адаптивному спорту, ветеранам и участникам СВО, которые получили тяжелые ранения и травмы и нашли себя в спорте. Продолжаем знакомить вас с его героями. Спортсмен Цыден Генинов – один из тех, кто сейчас одерживает победы на российском и международном уровнях.
- Цыден Баирович, расскажите, пожалуйста, немного о себе.
- Я родился в селе Урда-Ага Агинского округа, там учился, вырос. В 2014 году поступил в Бурятском государственном университете. Сначала поступил на юридический факультет, потом перевелся на спортивный факультет. Учиться там было интересно, ведь я занимался спортом с детства, можно сказать, я нашел себя. Меня перевели в Агинский филиал, где я отучился 1 год. Потом его закрыли и я вернулся на учебу в Улан-Удэ. Получил еще два образования – выучился, все же, на юриста и - на детского психолога. На этом не остановился, поступил в магистратуру спортфака. Не всем моим родным нравилось, что я так долго учусь, пожилые родственники считали, что я не хочу работать. (Смеется). Но мне просто хотелось углубить полученные знания.
Через 2 года пошёл в армию. Мне на тот момент было 24 года, что уже много для призыва, и я выбрал службу по контракту. Думал, что это и будет моя работа. Планировал обучиться финансовой грамотности и применить все свои полученные знания в армии. Однако получилось немного иначе. В октябре 2022 года должен был закончиться мой очередной отпуск, когда нас отозвали и направили в командировку. Я понимал – работа есть работа, так для меня началось СВО. Через многое прошлось пройти, это суровое мужское дело, но никогда не было желания отступить или уйти. На СВО я получил ранение и лишился правой ноги. Потерял много крови, выжил. Очнулся в госпитале. И первая мысль моя была: вот, 25 лет был на своих ногах, занимался спортом, а теперь ноги нет. Мой мир перевернулся.
Так получилось, что моя койка была у окна. Смотрю, а там люди ходят по набережной, держатся за руки, целуются. Стало даже обидно, думал, со мной такого никогда не будет. В общем, я прошел через все стадии, были там и депрессия, позднее наступила стадия принятия. Хотел бы отметить здесь, что в госпитале за нами, раненными военнослужащими на СВО, медсестры и врачи очень хорошо ухаживали, можно сказать, носились с нами, как с маленькими детьми, старались исполнить все желания, постоянно спрашивали, не нужно ли чего. Такое внимание и забота очень были приятны, я знаю, что и сейчас также.
Постепенно пришло понимание, что у каждого человека на земле свое дело. Врач лечит людей, учитель учит, военный защищает и это очень важная, хоть и опасная работа. И еще я верю, что у каждого в жизни есть своя цель, миссия, его дело. И если я остался жив, хоть и получил тяжелую травму, значит, мое дело еще не сделано.
- Стало легче?
- Не сразу, конечно, но да. Переломный момент наступил, когда в мою палату привезли троих раненых. Я в то время очень сильно жалел себя, злился на окружающих, ругался. И тут один из этих парней, который лишился не одной ноги, как я, а обеих сказал мне: «Хватит уже. У тебя одной ноги нет, а у меня обеих. Я радуюсь, что живой, а то, что ноги нет, не приговор. И ты, если сейчас будешь продолжать жалеть себя, так и останешься лежать. Живи давай». И после этого разговора я почувствовал подъем. Вообще, я с детства оптимист, не умею долго грустить. Если грущу, то только в одиночестве.
И окончательно я расправил плечи, когда приехал на Родину, домой. Здесь встретили дедушка и бабушка, я приехал домой, легли спать, а утром они меня будят и говорят: «Вставай, Цыден, работать пора». Я говорю, а как? У меня же, мол, ноги нет. А они и отвечают: «И что. Если сейчас останешься лежать, так и пролежишь всю оставшуюся жизнь». И вот я с того дня каждое утро вставал в 6-7 часов утра, надевал протез и прибирался во дворе, давал корм скоту, словом, вел обычную сельскую жизнь. Даже на лыжах зимой катался, было страшно поначалу, но все получалось. И я понял, что это не конец жизни, а только начало, можно сказать. Перестал себя жалеть и пошел вперед. А потом оказался в фонде «Защитники Отечества», где мне рассказали, что у нас есть спортивная адаптация и что много уже ветеранов СВО занимаются спортом.
- Как вы пришли в Фонд?
- О нем я узнал еще до его открытия. А после открытия меня пригласила туда моя знакомая, которая там работает. Меня позвали на встречу, назначили время, чтобы не нужно было ждать и я пришел. Познакомился в фонде Защитники Отечества с тренером по стрельбе из лука - и втянулся. Кстати, после реабилитации я набрал лишнего веса, поэтому одна из целей была сбросить вес, прийти в свою обычную форму. Когда я уезжал на СВО, весил 77 килограммов, а когда выписался из госпиталя, весил 128 килограммов. Я же говорю, что о нас в госпитале заботились очень хорошо, и хорошо кормили.
- Почему вы выбрали стрельбу из лука?
- Спорт почти всегда был в моей жизни. Занимались борьбой мой старший брат и дядя, я пошел по их стопам и тоже боролся с 4 класса. Борьба мне нравилась, я долго занимался, выступал, соревновался. Но к 11 классу перегорел, мне не хотелось выходить на ковер, плюс началась старшая школа, нужно было готовиться к ЕГЭ, и борьбу я забросил. В студенчестве ходил в тренажерный зал, пробовал самбо, панкратион, армейский рукопашный бой, потом потянуло снова в борьбу. Я и после ранения пробовал бороться. Но с протезом многое ощущается иначе и мои излюбленные приемы давались не так успешно. Поэтому, когда я думал, в какой спорт пойти, выбрал стрельбу из лука. Это ведь тоже наш традиционный в Бурятии вид спорта. Наверное, это память моих предков заговорила во мне, на уровне ДНК у нас, у бурятов, передаются из поколения в поколение умение стрелять. Сейчас ощущаю себя, как будто родился с луком в руках.
- Помните свою первую тренировку?
- Помню первый день. Это было в октябре. Мы уже хорошо знакомы были с моим тренером. Созвонились, поехали в магазин, купили нужную экипировку – лук, стрелы, колчан. Сумма на кассе вышла кругленькая - более 200 тысяч рублей. Я сразу подумал, как это потом возмещать? А тренер и сказал: если хочешь стрелять, заниматься этим спортом, тогда это такой тебе подарок. Купить форму и экипировку тренер смог при поддержке Республиканской спортивно-адаптивной школы сурдоолимпийского и паралимпийского резерва, которая как раз начала тогда работать с ветеранами СВО. Там очень хороший, доброжелательный коллектив, директор, меня, как и других ветеранов и участников СВО, приняли очень хорошо, поздравили с начинанием. Для меня это было не потрясением, конечно, но я был и удивлен и очень благодарен, что незнакомые мне люди так верят в меня, что покупают такое дорогое оборудование. Мне очень не хотелось их подвести и я начал тренироваться.
На первой тренировке мы собрали лук, но сделали большое натяжение, я с ним не справился. Тетиву немного ослабили, снаряжение облегчили, я начал стрелять, попадать в мишень и с каждым днем получалось все лучше.
- Когда в первый раз попали прямо в «яблочко» помните?
- Это было уже на второй или третий день. Меня заставляли стрелять «по бумажке», потом повесили мишень. Получилось не сразу. Но скоро я попал в 10-ку и очень обрадовался, как и мой тренер. Есть в стрельбе из лука то, что меня больше всего привлекает. Это борьба, прежде всего, с самим собой, постоянное преодоление, выбор: бросить все, если что-то не получается или остаться и бороться дальше. Я всегда выбираю второе. В такие моменты я себе говорю, что это временные трудности, что надо продолжать, что все получится. И все получалось. С тех пор почти не промахивался и понял, то нашел себя – в который уже раз и в один из самых сложных периодов жизни. Нашел в стрельбе из лука, как будто бы все мои праотцы встали за моей спиной. На соревнованиях я всегда думаю, что стреляю не только за себя, но и за них, за свою Бурятию, за свою страну, Россию.
- Какие соревнования были первыми?
- Местные соревнования, от клуба «Динамо». Тренер сказал, что я нормально выступил, но я сам видел, что у меня плохой результат по сравнению с другими спортсменами. Это был серьёзный удар по моему самолюбию и заниматься я начал еще усерднее. Когда выступал на чемпионате республики, результат был уже лучше: не хватило всего одного очка до звания кандидата в мастера спорта. А потом пришло приглашение на чемпионат мира.
Это был ноябрь, у всех предновогоднее настроение. Я сам в тот момент был в магазине, покупал подарки. Раздается звонок от тренера. Он говорит, Цыден, мол, у нас боевая задача – нас приглашают на чемпионат мира. Это был такой счастливый момент, я кричал, наверное, на весь магазин от радости: конечно, говорю, я согласен, едем. Сердце просто рвалось из груди, было очень хорошо на душе. И уже со следующего дня я тренировался на новой для себя дистанции в 70 метров – именно такая на Чемпионате мира. До этого я стрелял на 18 метров, разница была большая. Тренировка за тренировкой шел к цели, параллельно готовились к поездке. И на чемпионате мира в Бангладеше мы взяли бронзу. Я, при неизменной поддержке моего тренера, моих родных, знакомых, всех, кто в меня верил, смог взять бронзу, хотя стрельбой из лука на тот момент занимался меньше года. А ведь считается, что для такого результата нужно не меньше семи лет непрерывных тренировок. А некоторые спортсмены не могут достичь такого и за 10 лет.
- После чемпионата мира вы много встречаетесь с молодежью, что вы им говорите и как они реагируют?
- Рассказываю о себе, о своем пути, как я всего добиваюсь в жизни и спорте, говорю, что важно идти вперед, что бы ни случилось, как бы не было трудно, пусть маленькими шажками. А что касается того, как ребята реагируют, я отвечу так. Вот многие говорят, что наша молодёжь потеряна. Но я бы так не сказал. Я много говорил со школьниками, мне тоже было интересно, из какого теста они слеплены, я спрашивал, что для них патриотизм, с чего он начинается? И слышал правильные вещи - патриотизм начинается со своей семьи, с близких. В семье, где у детей есть любовь и забота, где дети понимают такие вещи с детского сада, есть и другая любовь - к Родине. Они осознают это позднее и осознают, когда вырастают. Патриотизм – это и есть любовь к Родине.
- А что для вас Родина?
- Это моя малая Родина, там, где я вырос, стал человеком, пошел в первый класс, познакомился с друзьями. И конечно, это люди, которые растили меня с любовью. Это моя семья – родители, дедушка бабушка, сестры. Это мои предки и те, кто окружают меня сейчас.
- Что бы вы сказали тем, кто вернулся с СВО и сейчас в похожей с вашей ситуации не знает, как быть?
- Сказал бы, что у каждого человека - свой путь. У каждого есть своя профессия, своя работа, своя судьба. Нужно жить, несмотря ни на что, не сдаваться, пробовать себя, искать дело по душе, искать себя, понять, в чем твоя миссия. Ставить цели, мечтать,в конце концов.
- О чем мечтаете вы?
- Мечтаю попасть в сборную России, выступить на Паралимипскийх играх. Один раз я как-то это сказал, и от этого уже никуда не убежишь. Моя цель - войти в историю, представлять свою Родину. Думаю, для этого я и живу.
Александра Шагдарова, Восток-Телеинформ
\\\
Напомним, в Бурятии в июле 2025 года вышел фильм "Бурятия. История мужества" (6+). Он посвящен адаптивному спорту, ветеранам и участникам СВО, которые получили тяжелые ранения и травмы и нашли себя в спорте, одерживая там победы. О том, как они учатся жить заново и где находят силы для этого. Фильм создан ООО Прима-Пресс (Восток-Телеинформ) по заказу Министерства спорта Бурятии при поддержке Республиканской спортивно-адаптивной школы сурдлимпийского и паралимпийского резерва.
Посмотреть фильм можно по ссылкам:
Рутуб: https://rutube.ru/video/26c7ade9700cb6005e755d34633e2e13/?r=wd
ВК: https://vkvideo.ru/video-91033013_456240510
Комментарии к новости
В связи с ужесточением требований, связанных со сбором и хранением персональных данных, мы отказались от размещения комментариев на нашем сайте. Если вы желаете высказаться по тому или иному информационному поводу, предлагаем сделать репост публикации в любую сеть и оставить там свой комментарий на личной странице. Сбор персональных данных на этом сайте не осуществляется.