Пансионаты для пожилых людей уже не воспринимаются как нечто необычное. Напротив, в последние годы они становятся все более востребованными. В Бурятии первый частный пансионат «Забота» появился 13 лет назад. И это не просто место для проживания пожилых людей, а пространство, где они могут вернуться к жизни, найти друзей и даже любовь. В интервью «Восток-Телеинформ» директор патронажной службы «Добрые руки» и пансионата «Забота» Татьяна Батуева рассказала о постояльцах, их досуге и как видит свою старость.
- Татьяна Викторовна, как пришла идея открыть такой пансионат? Тем более вы стали первопроходцем в республике.
- Толчком для начала моего бизнеса стала президентская программа подготовки управленческих кадров, которую я закончила в 2010 году. На тот момент я работала в госучреждении и поняла, что хочу что-то поменять в жизни. И эта программа как раз позволила мне посмотреть на бизнес, которым я бы хотела заняться. Тогда в процессе обучения для мониторинга я взяла рынок сиделок и заметила, что в Бурятии практически никто не занимается этой сферой, кроме кадровых агентств. Поняла, что можно создать сервис, который будет полностью контролировать процесс ухода за клиентами. И в 2010 году мы открыли патронажную службу «Добрые руки». Эта служба занималась подбором сиделок для людей, нуждающихся в постоянном постороннем уходе.
На протяжении первых лет работы мы столкнулись с новыми запросами: люди стали интересоваться возможностью временного размещения мамы и других своих близких во время отпусков или после реабилитации, чтобы они были под присмотром. Отсюда и пошла идея открыть пансионат. Спустя три года, в 2013 году, мы открыли первый в Бурятии частный пансионат для пожилых людей. Это была совершенно новая услуга в нашей республике, и, конечно, многие сперва относились к ней с недоверием.
Первые 4 месяца, мне на самом деле казалось, что это утопическая идея. У нас был всего один постоялец, для которого мы содержали целый пансионат, а это и штат, и обслуживание, и аренда помещения. Я думала уже, что такой бизнес не найдёт отклика в республике. Потому что уход за больным - это доверие. Доверить своего близкого человека сиделкам на дому - одно, а когда надо определить его в стационар - уже другое. Когда у меня начался период отчаяния, у нас появился второй, потом третий постоялец, и люди стали нам доверять. На сегодняшний день у нас действует три пансионата: в Улан-Удэ, в посёлке Каменск Кабанского района и в прошлом году мы открыли третий пансионат в городе Северобайкальск.
- Почему выбрали именно Северобайкальск и Каменск для открытия пансионатов?
- Выбор этих мест был не случайным. В отдаленном Северобайкальске мы увидели большую потребность в подобных учреждениях. Он исторически привлекал молодежь — многие же приехали на БАМ, тогда это были молодые и энергичные люди, а сейчас им уже по 70-75 лет, многие из них нуждаются в помощи. На сегодня пансионат полностью заполнен, а это 50 койко-мест.
В Каменске нам предложили здание, которое мы отремонтировали и адаптировали под нужды пансионата. Это также было стратегически важно, поскольку в Кабанском районе есть только один крупный завод. Открытие нашего пансионата создало дополнительные рабочие места для местных жителей. В этом пансионате мы предоставляем услуги для людей с ментальными нарушениями. Это был первый частный психоневрологический интернат в России. Такое направление взять было тяжело, но идея была озвучена министром соцзащиты республики Татьяной Быковой, и я попробовала.
На сегодняшний день в посёлке проживает порядка 35 человек с ментальными нарушениями. Поскольку поселок небольшой, местные жители сначала не очень восприняли пансионат. Ведь люди с особенностями всегда вызывают опасения и недопонимание. Мы столкнулись с такой проблемой. Но прошло почти пять лет, и я могу сказать, что наши постояльцы активно принимают участие в жизни поселка. Один из них - Владимир поет и выступает на всех праздниках. У него хороший голос, и это позволило ему раскрыться. Он перестал бояться сцены, занимается вокалом и для него выступление теперь - праздник.
- В нашем менталитете будто бы не принято отправлять родственников на попечение в такие пансионаты, насколько у нас востребована эта услуга?
- Хочу отметить, что последние пять лет ситуация значительно изменилась по сравнению с тем, как было 13 лет назад, когда мы только-только начинали. Тогда многие люди, да, воспринимали размещение пожилых родственников в пансионатах как нечто «дикое». Существовало множество предрассудков: как мы отдадим бабушку или дедушку, маму или папу в чужие руки, что подумают родственники, как это будет и так далее. Сегодня время совершенно другое. Информационная база стала гораздо шире, и общее отношение к старости изменилось. Сейчас сами пожилые люди все чаще не хотят жить с детьми, не хотят быть для них обузой. Они понимают, что пансионат — это не просто место, где можно разместить человека. Это активная жизнь, активная старость. Я даже своим подругам говорю, что в старости мы будем жить в пансионате — там будет весело и интересно! Жизнь дома уже не будет такой насыщенной, как в пансионате, где проходят различные мероприятия: концерты, мастер-классы, работают психологи.
Мы стараемся продлить активность наших постояльцев максимально дольше, заставляем их двигаться и что-то придумывать. У нас есть бабушка, которая увлекается вышивкой, Владимир, который поёт, Александр, который пишет стихи. Есть огородники и другие творческие личности. Они приходят с богатым жизненным опытом и многие хотят делиться им с другими. Например, одна бабушка научила других вязать, и они теперь создают удивительные вещи. Также наши ребята сделали четыре москитные сетки, которые были переданы бойцам на СВО. Мы стараемся поддерживать активность наших постояльцев в пансионатах, ведь от этого зависит их хорошее настроение. А хорошее настроение — это залог прекрасного проведения дня и жизни в целом. Этот позитив передаётся всем вокруг!
Сейчас, сравнивая 2013 и 2025 год, конечно, прогресс большой, такая услуга на сегодня востребована. Если первый пансионат у нас был на 6 койко-мест, то сейчас в общей сложности на стационарном социальном обслуживании у нас находятся более 120 человек. Вот такой прогресс 13 лет работы пансионата. Еще в 2016 году вышел федеральный закон, который дает право получателям социальных услуг выбирать, в каком пансионате они хотят находиться. Человеку дали выбор, где он хочет провести свою старость, если не может разделить, допустим, с близкими. И частные пансионаты на сегодняшний день стоят в реестре поставщиков социальных услуг Бурятии, которое контролирует министерство социальной защиты населения республики. Заполненность наших пансионатов говорит о том, что эта услуга востребована.
- Кто ваши постояльцы? Это в основном пожилые одинокие люди?
- В стационарах общего типа, конечно, в основном пожилые люди. Но это не всегда так. У нас есть постояльцы с физическими ограничениями или жилищными трудностями, которые одиноки и нуждаются в постоянном уходе. Социальные службы определяют их нуждаемость в стационаре и предоставляют право выбора: они могут выбрать, в каком пансионате хотят находиться — государственном или частном. На сегодняшний день у нас в республике действуют 4 негосударственных пансионата.
В нашем пансионате «Забота» в Улан-Удэ есть постоялица, которая живёт с нами уже 12 лет. Ей 79 лет, ее родственники переехали в другой город, а она не захотела, решила остаться в родном городе. И вот ее определили к нам. Есть постояльцы, которые живут в пансионате 8-10 лет. Есть тяжело больные люди, которые перенесли инсульт или инфаркт и не могут за собой ухаживать. Мы принимаем тех людей, кто нуждается в уходе, но это необязательно деменция или другие болезни. Например, родственники уезжают в отпуск и не могут оставить своих близких одних из-за возраста, им нужно, чтобы за ними временно присматривали.
- А какой средний возраст постояльцев, кто самый молодой?
- Средний возраст составляет 68 лет. Есть бабушка, которой 92 года. Самой старшей постоялице было 96 лет, она прожила у нас 4,5 года, но в прошлом году она, к сожалению, ушла из жизни. Самому молодому постояльцу - 38 лет. Он инвалид-колясочник, в силу жизненных обстоятельств потерял обе ноги, прожил у нас около 4 с половиной лет, и когда окреп физически, психологически, ушёл жить самостоятельную жизнь. Он женился, жизнь продолжилась. Мы надеемся, что у него сейчас все хорошо.
Иногда на какой-то трудный период люди, наверное, попадают в наш пансионат для передышки, чтобы обрести уверенность в себе, может быть, пересмотреть какие-то жизненные позиции.
- Как обустроены ваши пансионаты, какая обстановка?
- Наши пансионаты созданы так, чтобы постояльцы чувствовали себя максимально комфортно и уютно, практически как дома. В каждой комнате проживает не более трех человек. Стараемся подобрать постояльцев, чтобы они жили комфортно и не было конфликтов. Ведь это уже взрослые люди, которые имеют свои привычки и жизненные позиции, а тут их поселили в комнату с чужими людьми. Некоторые из них могут оставаться там на месяц, а некоторые — на годы. И здесь важна работа наших психологов. Они помогают подобрать соседей, чтобы минимизировать конфликты, которые могут возникнуть в любой семье. Даже элементарные вещи — кто-то может быть недоволен тем, как поставлена кружка или как кто-то хлопнул дверью. Наша задача — создать такие условия, чтобы постояльцы могли находить общий язык и со временем становились друзьями.
В каждом пансионате есть пищеблок. В Северобайкальске и Каменске есть комнаты с полным благоустройством — с санузлами и ваннами. А вот в Улан-Удэ у нас коридорный тип размещения. Также предусмотрены комнаты отдыха и специальные помещения для проведения кружков и работы психолога.
На базе нашего пансионата мы также обучаем родственников ухаживать за своими близкими, если им нужна такая помощь. Также у нас есть возможность проката средств реабилитации — инвалидные коляски, многофункциональные кровати, ходунки и многое другое. У нас в общем большой спектр услуг, но еще есть куда развиваться.
- Как еще проводят время постояльцы пансионата?
- У нас есть проект под названием «Мужчина всегда мужчина», и в прошлом году мы стали победителями в категории лучших практик России. Мы завели курочек в пансионате, и это стало настоящим событием для наших постояльцев. Сейчас мы приобрели инкубатор и сами выводим птенцов. Вы бы видели, как они раскрываются, когда заняты чем-то полезным и чувствуют себя нужными.
Когда новые постояльцы приходят к нам, они часто чувствуют себя потерянными — менять привычный образ жизни и делить комнату с незнакомым человеком психологически тяжело. Но когда они заняты заботой о животных, это помогает им адаптироваться. У нас в пансионате практически 70% мужчин, и вы не представляете, как они улыбаются, когда цыплята вылупляются, с какой трепетностью они ухаживают за ними. Эта детская радость и искренние эмоции делают наш пансионат особенным.
- За 13 лет работы пансионата, какие достижения ваших подопечных вы можете отметить?
- Одним из самых ярких примеров является то, что у нас образовались три семейные пары. Это действительно одно из наших главных достижений, ведь найти близкого человека в преклонном возрасте — задача не из легких. И в наших пансионатах люди встречаются, ухаживают друг за другом и находят свою вторую половинку. Последняя пара расписалась в 2023 году. Одна пара уже ушла с пансионата и начала самостоятельную жизнь, а две пары продолжают жить у нас.
- А с родственниками есть общение?
- Конечно, мы стараемся всегда поддерживать связь наших подопечных с родными. Это очень важно для эмоционального состояния пожилых людей. Недавно мы помогли одной бабушке восстановить связь с родственниками в Казахстане. Она потеряла контакт с ними, и благодаря социальным сетям мы смогли их найти. Теперь они хотят забрать бабушку к себе, и сейчас мы решаем все организационные вопросы. Думаю, скоро она поедет к ним в Казахстан.
Также на открытии нашего пансионата в Северобайкальске у нас было телевидение, один из постояльцев попал в кадр. Его двоюродная сестра из Мухоршибири увидела его по телевизору. Она связалась с социальной службой, которая вышла на нас. Мы организовали видеосвязь, и теперь они общаются. Представляете, более 30 лет общения было потеряно, и вот сейчас они созваниваются.
Если у наших постояльцев есть хоть какие-то связи — двоюродные братья или сестры — мы спрашиваем их фамилии, имена и отчества и ищем в социальных сетях и мессенджерах. К счастью, интернет значительно упрощает этот процесс. Мы можем находить людей, и это действительно влияет на настроение наших постояльцев.
- Вы помогаете людям, а сами обращались за господдержкой своего бизнеса?
- Да, конечно. Я активно пропагандирую социальное предпринимательство и возглавляю «Ассоциацию социальных предпринимателей республики». И создание такой господдержки, как центр «Мой бизнес» в рамках нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика», инициированного президентом России Владимиром Путиным, очень помогает предпринимателям.
Мы тесно сотрудничаем с центром «Мой бизнес» в Бурятии, который предлагает множество образовательных программ. Я сама прошла множество курсов и тренингов, организованных этим центром. В бизнесе важно постоянно развиваться, искать новые идеи и получать новые знания. И как раз на базе центра проводятся акселераторы для социальных предпринимателей, а также обучающие курсы по бухгалтерии и другим важным аспектам. В прошлом году мы открыли пансионат в Северобайкальске и воспользовались поддержкой центра для оформления вывески. Благодаря этому мы получили красивую вывеску на сумму более 100 тысяч рублей, что значительно облегчило наши затраты. Когда открываешь новое дело, всегда нужно вкладывать и вкладывать средства, и такая господдержка существенно помогает.
Хочу выразить благодарность нашей республике и главе республики за введение налоговых льгот для социальных предпринимателей. Не во всех регионах есть такая поддержка. Благодаря этому мы можем снизить свои налоговые обязательства и направить больше средств на развитие бизнеса. Кроме того, как поставщики социальных услуг, мы получаем республиканскую субсидию на возмещение затрат по предоставлению стационарных социальных услуг. Это существенно помогает нашему социальному бизнесу, так как мы решаем важные социальные проблемы, работая с различными группами населения, включая людей с ограниченными возможностями. Я общаюсь с предпринимателями из других регионов и вижу, что не везде существуют такие меры поддержки. Поэтому считаю, что сотрудничество между государством и предпринимателями у нас в республике действительно хорошо развито.
- Ваше дело — это не только бизнес, а более важная миссия и цель?
- Конечно, это не совсем бизнес, это настоящая жизнь. Это жизненный цикл, который мы все проходим. Иногда меня спрашивают, почему я решила открыть пансионаты для пожилых людей. Я отвечаю: «Потому что вы не задумываетесь о том, что старость тоже наступит». Нам кажется, что это далеко, но на самом деле время летит быстро. И какую старость вы хотите видеть? Если видите прекрасное место и хороших друзей рядом, то это со мной.
В наши пансионаты приходят разные люди с разными проблемами и нерешёнными задачами. И ты начинаешь с ними проживать их истории, их жизненный опыт тоже имел взлёты и падения. И ты стремишься создать им комфортные условия для жизни, от этого становится намного лучше на душе. Я всегда говорю, что нужно работать так, чтобы была гармония в душе. И я действительно чувствую, что у меня в душе гармонично.
- Как вы видите будущее пансионата через 5 лет? Есть ещё к чему стремиться?
- Всегда есть к чему стремиться, и у нас много планов. Например, построить новый корпус в Каменске. Также прорабатываем вступление в территорию опережающего развития, чтобы получить земельный участок в Светлом под строительство нового пансионата, как раз-таки где уже и я буду проводить свою старость. Это будет дом моей мечты, где мы будем прекрасно проводить время с друзьями и близкими. Пусть мы ещё молодые и красивые, но уже подходим к возрасту, а жизнь бежит с такой скоростью сейчас, наверное, все заметили. Даже моя 19-летняя дочь недавно сказала, что недели просто пролетают в бешеном ритме.
Мне очень нравится выражение: «Старость - это вишенка на торте». И я хочу создать пространство, где люди смогут не только получать необходимую помощь, но и наслаждаться жизнью, и общаться друг с другом.
Мария Ванданова, ИА «Восток-Телеинформ»
Комментарии к новости
В связи с ужесточением требований, связанных со сбором и хранением персональных данных, мы отказались от размещения комментариев на нашем сайте. Если вы желаете высказаться по тому или иному информационному поводу, предлагаем сделать репост публикации в любую сеть и оставить там свой комментарий на личной странице. Сбор персональных данных на этом сайте не осуществляется.