Вся новейшая история Ольхона развивалась на ее глазах, она – путешественница, писательница и просто неравнодушный к судьбе острова человек. Как себя сейчас «чувствует» Ольхон, что нужно сделать для улучшения экологической ситуации на острове и своем новом проекте автор книги «Прощание с Ольхоном» Светлана Бурдинская рассказала в интервью Восток-Телеинформ.
- Что вас вдохновило на написание «Прощания с Ольхоном»? Почему вы решили посвятить свой роман именно этой теме и почему это антиутопия?
- Я считаю остров Ольхон самым прекрасным местом на Байкале. А я побывала почти везде на иркутской и бурятской сторонах: и на севере – от Ярков до Хакус, и на востоке – от Святого Носа до Энхалука, на западе и юге. На острове, единственном обитаемом и самом большом на Байкале, есть все ландшафты. И он совершенно особенный. Я поняла это, когда приехала впервые в 2000 году. Тогда ещё не провели электричество, туристов было мало, а омуля – много. Я езжу туда каждый год. И вся новейшая история Ольхона развивалась у меня на глазах, я видела, как с наплывом цивилизации в худшую сторону менялась природа острова.
Как-то в октябре (а это лучшее время на острове) мне бросились в глаза дороги, оставленные туристическими «буханками» в сияющей золотом степи. И они показались мне безобразными шрамами на загорелой коже. Тогда я впервые подумала: как было бы хорошо, если бы Ольхон остался без людей, и природа залечила все раны. Так постепенно родилась идея – написать подлинную историю острова длиной почти в век. А поворотным сюжетным ходом сделать фантастическую идею – закрытие Ольхона на 100 лет. Эта радикальная экологическая мысль была призвана всколыхнуть читателей, острее подать тему противостояния природы и человека.
- Какие ключевые моменты из истории Ольхона вы считаете наиболее важными и почему? Какие из них вы отразили в своей книге?
- Ольхон был обитаем тысячелетиями. Когда-то там жили курыкане, которые оставили после себя каменные стены, могильники. Много веков обитали буряты, вели здесь традиционный полукочевой образ жизни. Согласно «Краткому очерку истории Забайкалья», который вышел в Санкт-Петербурге в 1887 году, первые русские, побывавшие на Ольхоне, были казаки под руководством Василия Курбатова. Они высадились на остров в 1664 году, захватили добычу у местных бурят.
Но судьба острова изменилась лишь в 30-ые годы XX века, когда туда окончательно пришла советская власть. С этого момента начинается роман «Прощание с Ольхоном». И в нём отражены все ключевые моменты истории острова до 20-х годов XXI века. Это художественная летопись Ольхона, и выдуманные персонажи живут на фоне исторических событий. Впрочем, выдуманы только главные герои. Второстепенные и третьестепенные – около 70 человек, которые когда-то жили на острове и живут сейчас: директора рыбзавода, знатные бригадиры, чабаны, врачи, политические сосланные и т.д. Один из них – учитель и исследователь острова Николай Ревякин, который основал краеведческий музей. Его внучка, Юлия Мушинская, директор музея, помогла мне в сборе материала для романа.
В них можно прочитать про то, как на Ольхоне закрыли дацан, стоявший чуть севернее Харанцов, арестовали лам и шаманов, раскулачили богатых бурят. Местные жители массово резали скот, уходили с острова. А на него стали переселяться люди с материка – из бурятских, забайкальских, иркутских земель, приезжали издалека. Начался промышленный лов омуля, строился Маломорский рыбзавод. Появились колхозы. Население увеличилось в несколько раз. Жизнь поменялась безвозвратно.
Еще один ключевой момент в книге - период Великой Отечественной войны - когда большинство мужчин ушли с острова на фронт, а тяжелый рыболовецкий труд взяли на себя женщины, дети и старики. Так называемые застойные годы, хищническая добыча омуля, который привел к двум многолетним запретам промышленного лова в Байкале. Расцвет в 80-ые и упадок уровня жизни в 90-ые.
Появление в начале 2000-х годов туристов, а потом проведение на остров электричества снова перевернуло жизнь Ольхона. С тех пор он стал одним из самых популярных и посещаемых мест на Байкале, по неофициальным данным, за год здесь бывает около полумиллиона туристов! А местных жителей – всего около 2 тыс. человек.
- Как развитие туризма влияет на экологическую ситуацию на острове? Есть ли примеры успешного сочетания туризма и охраны окружающей среды?
- Туристический бум исправил экономическую жизнь острова, но породил огромные проблемы. Весь остров (за исключением земель населенных пунктов) – территории Прибайкальского национального парка. Это особо охраняемые федеральные земли, на которых установлены определенные запреты на деятельность людей. Нельзя просто так взять и построить дороги, канализацию и прочее, то есть цивилизованную инфраструктуру для туристов. При этом поток на остров фактически ограничен только паромами: на моих глазах в придачу к одному маленькому построили и пустили два больших. Начали летать самолеты (в основном, из Улан-Удэ), стало больше водного транспорта.
- К каким проблемам привело развитие туризма. Как вы лично оцениваете ситуацию там, какие болевые точки вы бы выделили?
- Неконтролируемая антропогенная нагрузка привела к деградации природы острова и в целом негативно отразилась на состоянии Байкала. На знаменитом Сарайском пляже каждый год официально запрещено купаться – санитарные врачи находят там кишечную палочку. Исчезают растения и животные – эндемики, разрушается хрупкая почва, по вине человека горят леса.
Свалки советских времен убрали только несколько лет назад силами волонтеров общественной организации «Мой Байкал» и благодаря федеральной субсидии. Но каждый сезон остров снова заваливают пластиком, которым травятся местные коровы.
Много лет на острове захватывали земли под строительство новых домов, баз отдыха и отелей, какие-то потом узаконили, какие-то снесли по решению суда. Только в 2022 году был принят генплан Хужирского муниципалитета (в него входят все островные поселения). За последние 18 лет площадь застроенных земель увеличилась в 2,2 раза! Очередной запрет промышленного лова омуля действует с 2017 года, но браконьеров я видела своими глазами нынешним летом.
- Какие изменения вы надеетесь увидеть в будущем в отношении экологии и сохранения истории острова?
- Неудивительно, что идея полностью закрыть остров нашла горячий отклик, особенно у экологически продвинутых людей, у байкальских гидов. Мне об этом много пишут и говорят. Но часть жителей Ольхона, разумеется, против, особенно старики, которые прожили здесь всю жизнь. Знающие люди просят меня в разговорах с пожилыми людьми не представляться автором романа.
Разумеется, пока идея утопическая, хотя и на бурятской, и на иркутской сторонах Байкала есть недоступные для посещения людей места. Периодически закрывают какие-то туристические участки, чтобы дать природе восстановиться, отдохнуть. Но то, что делается сейчас для сохранения Ольхона, крайне недостаточно, особенно со стороны Прибайкальского национального парка. Нынешним летом был скандал, когда на сакральном мысе Саган Хушун, где есть археологический памятник начали строить подвесные мосты. Преимущественно силами общественности стройку остановили.
Я за то, чтобы на Ольхоне ввели жесткие нормы по количеству гостей и маршрутов, чтобы его не превращали в удобное для туристов место. Острову не стать тайским Пхукетом, с которым его сравнивают (они примерно одинаковы по площади). Его природа намного более уязвимая, а Байкал – мировая ценность.
- Какая аудитория у вашей книги? Прошел год с момента ее издания. Какие отзывы оставляют читатели? Изменила ли работа над книгой ваше восприятие Ольхона и его жителей?
- Книгу читают все, кто любит Байкал и Ольхон, а это люди со всей России. Мне в соцсетях приходят отзывы из разных регионов. Читатели говорят, что они увидели остров новыми глазами. Я сама, когда бываю на Ольхоне, будто нахожусь внутри своего романа. Ведь главные герои романа – баба Лиза и дед Иван живут там прямо сейчас. И я их вижу в местных жителей, которых люблю и уважаю.
Кто-то из читателей особо отмечает краеведческую составляющую книги, кто-то – экологическую, кто-то – сюжетную линию. Ведь «Прощание с Ольхоном» – художественный роман, хоть и написан на реальных событиях. Его можно назвать семейной сагой, так как прослеживается история двух семей на протяжении двух поколений. Это история любви мужчины и женщины, которые остались последними жителями Ольхона. В романе много этнического и мистического, ведь Ольхон – сакральное место для бурят, один из центров мирового шаманизма.
- Над чем вы сейчас работаете, если не секрет? И чтобы бы хотели сказать или пожелать своим читателям?
- Сейчас я пишу роман, главным героем которого будет мой дедушка – Фёдор Афанасьевич Бурдинский. Он родился в конце XIX века в казачьей семье в Забайкалье, его судьба повторяет историю края: нес казачью службу, добывал золото, воевал во время Гражданской то на стороне белых, то красных, эмигрировал в Китай, потом в Австралию. А затем вернулся в Забайкалье. Я дерзну написать новую «Даурию», но свободную от советских идеологических установок. Хочу создать роман, основанный на реальных событиях, но авантюрный – с погонями, сокровищами, мистикой, любовью, странствиями и проч. Мне кажется, он будет интересен и жителям Бурятии, поскольку они кровно и исторически связаны с Забайкальским краем.
- Спасибо! И новых творческих проектов!
- Спасибо!
Александра Шагдарова
Комментарии к новости
В связи с ужесточением требований, связанных со сбором и хранением персональных данных, мы отказались от размещения комментариев на нашем сайте. Если вы желаете высказаться по тому или иному информационному поводу, предлагаем сделать репост публикации в любую сеть и оставить там свой комментарий на личной странице. Сбор персональных данных на этом сайте не осуществляется.